• Мы работаем семь дней в неделю

История прогулочных теплоходов проекта Р-51

Блог

Суда проект Р-51, Р-51Э и Р-51ЭА (тип «Москва») являются целой эпохой советского судостроения. Эти теплоходы на десятилетия определили облик реки Днепр. Они и сейчас самые популярные прогулочные теплоходы в Киеве, так как очень надёжные и с огромным потенциалом для переоборудования.

Автором успешного советского проекта Р-51, Р-51Э, Р-51ЭА является ЦТКБ Министерства Речного Флота. Проект был утвержден в 1965 г, а через четыре года на московском судостроительном заводе построили и спустили на воду первое судно.

Суда строили в Москве, но часть теплоходов, предназначенных для Украины, поступали на херсонский судостроительный завод для окончательной сборки. При строительстве каждому теплоходу присваивали имя "Москва" и порядковый номер. Но в Украине суда этого проекта носят названия гор и горных вершин: «Эльбрус», «Памир», «Карпаты», «Эверест», «Альпы», «Ай-Петри», «Говерла» и пр. Киевляне называют их одним словом «горы». Именно этот проект явился основой прогулочного флота столицы и других портов Украины.

При советской власти суда типа «Москва» эксплуатировались в дальних регионах страны на «рабочих» переправах. Ежедневно суда перевозили тысячи пассажиров в города и села, а также в садоводческие товарищества, расположенные вдоль реки и не имеющие удобной транспортной связи с городами, а в некоторых регионах вообще не было никакой иной дороги, кроме реки. В Москве, Ленинграде и Киеве теплоходы эксплуатировались на экскурсионных маршрутах.  

Проект Р-51 – двухпалубное пассажирское судно. В оригинальном исполнении на верхней палубе были установлены жесткие скамьи, на главной палубе мягкие кресла со столиками. На корме и на носу предусмотрены площадки для посадки пассажиров. Хорошо продумана носовая часть, которая позволяет установить трап для высадки пассажиров на необорудованный берег. Общее количество пассажиров — до 350 человек. Во время короткого часового рейса разрешалось перевозить до 450 человек. Класс "Р" Речного Регистра позволяет эксплуатацию на реках и озерах с апреля по октябрь. 

В Союзе существовала эвакуационно-госпитальная модификация этого проекта. В СССР все гражданские суда, при необходимости, могли быть превращены в плавучие госпитали или использоваться для эвакуации населения.

Проект Р-51 стал грандиозным явлением в истории советского судостроения. Пассажирские суда работали по всему Советскому Союзу, а также и в Европе. Они в небольшом количестве направлялись в страны социалистического лагеря: Венгрия, Чехословакия, Болгария и в некоторые капиталистические страны. В Исландии судно назвали «Lagarfljotsormurinn» (Р-51Э Москва -711). Оно успешно работает сегодня на востоке страны, а «Lagarfljotsormurinn» - это мифическое имя водяного змея.

Проект Р-51 тип «Москва» и сейчас считается одним из лучших на местных речных линиях Украины. Сегодня практически все теплоходы модернизированы. Теплоходы «Памир», «Карпаты» и «Эльбрус», работающие в Киеве, переоборудованы так, что на них удобно проводить банкеты и праздничные мероприятия. Их пассажировместимость значительно уменьшена до 120-150 человек. Условия пребывания пассажиров на борту теперь более комфортные. На теплоходах установлены кондиционеры, мягкая мебель в салоне (т/х «Памир») и оборудованы удобные камбузы. Модернизация практически не коснулась теплоходов, которые работают на часовых прогулках у причалов портов.

Успех эксплуатации данного проекта в Украине и в странах бывшего СССР (Казахстан, Латвия, Молдавия, Россия), а также в Чехии, Словакии и Венгрии, говорит о том, что эти теплоходы будут работать на речных маршрутах еще очень долго. Благодаря их огромному потенциалу, мы увидим еще много интересных судов, модернизированных на базе проекта Р-51.

БЫСТРЫЙ ЗАКАЗ ТЕПЛОХОДА - ЗВОНИТЕ:

Мы работаем семь дней в неделю