­ 222 57 86
+38 (067)­ 764 21 81
+38 (095)­ 770 77 14
Мы работаем семь дней в неделю
Теплоходик

История круизных теплоходов в Украине и СССР.

Блог

С 1974 по 1992гг по заказу Советского Союза на судостроительном заводе VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau в г. Бойценбурге (Восточная Германия) строились пассажирские круизные теплоходы проекта 301, 302. Теплоходы были спроектированы для  речных круизов и стали первой массовой серией судов такого класса в СССР.

С 1974 по 1985 гг  в  Восточной Германии для СССР построены  22 пассажирских теплохода проекта 301, из них 18 эксплуатировались на реках России и 4 - в Украине на Днепре.  
Головным судном этой серии был теплоход «Владимир Ильич» (новое название «Санкт-Петербург»). Строительство судов проекта 301 вели в трех сериях.Теплоходы более поздней постройки отличались от первой серии наружным оформлением и дополнительным оборудованием. На судах второй серии установили сплошные фальшборта, прямоугольные окна заменили на округлые. На суда третьей серии установили подруливающие устройства большей мощности.

Российские пассажирские суда проекта 301 эксплуатируются и сегодня, большинство на линии Москва - Санкт-Петербург и на Волге. Два теплохода работают в Украине на Днепре: «Принцесса Днепра» и «Михаил Ломоносов».
Первоначально на теплоходе проекта 301 по проекту предусмотрены одно-, двух-, трехместные каюты,  оборудованные  индивидуальными санблоками, а также удобные общественные  помещения - ресторан, бар, пассажирские салоны и кинозал с раздвижной  крышей. За годы эксплуатации на всех теплоходах проведена  модернизация – пассажирские  носовые салоны   переоборудованы в бары, кинозалы -  в бары и конференц-залы, демонтированы раздвижные стены и крыши на верхних палубах. На многих теплоходах уменьшили количество пассажирских кают путем совмещения нескольких стандартных кают в одну большую – каюту «люкс».


Головным судном серии проекта 302 стал теплоход «Дмитрий Фурманов» построенный в 1983 году. Строительство судов этого проекта вели также в трех сериях. С 1985-1992гг на заводе было построено 27 судов проекта 302. Последнее судно этой серии (№28) не было достроено в связи с развалом СССР. Проектное название этого теплохода было «Владимир Высоцкий».
Пассажирские суда проекта 302 являются модернизированной серией проекта 301. Первые теплоходы проекта отличались  элементами внешней отделки. Проведенная модернизация сделала оконные стекла солнцезащитными, поручни стали пластиковыми, а внешние двери - алюминиевыми. У судов более поздней постройки изменили количество окон в носовых салонах. За последнее десятилетие круизные теплоходы пр.302 были приведены в соответствие с современными стандартами и требованиями. Некоторые из них подвергнуты и перепланировке. Теплоходы одного и того же проекта после реконструкции  теперь существенно отличаются  интерьером, а каюты -  по площади и удобствам. К услугам пассажиров каюты «люкс», одно-, двух- и четырех местные каюты. Все  каюты оборудованы санблоками,  кондиционерами, холодильниками, удобной мебелью. На борту теплохода есть рестораны,  бары, конференц-зал, парикмахерская, амбулатория, сувенирный киоск.

Построенные в Восточной Германии теплоходы проекта 302 были закуплены для пароходств  России ( Камское, Московское, Волго-Донское, Волжское, Северо-Западное) и для Украины – Днепровское пароходство. После развала СССР последние три теплохода проекта 302 были проданы в Китай, так как у СССР возникла проблема с их оплатой. В начале 2000-х годов ряд украинских теплоходов были проданы в Россию.

В России сегодня теплоходы проекта 302 работают на туристических маршрутах Санкт-Петербург – Москва и по Волге.
Украинские теплоходы следуют туристическими маршрутами из Киева по Днепру с выходом в Черное море (вдоль побережья Крыма).
Теплоходы в Китае совершают речные прогулки по р.Янцзы в среднем течении.

На Днепре эксплуатировались четыре теплохода проекта 301, в настоящее время работают только два:
«Евгений Вучетич», новое название "Принцесса Днепра" и "М.Ломоносов" (прибыл в Украину из России), совершают круизы по Днепру с выходом в море.

Три теплохода проданы и работают в России:
- «Николай Добролюбов», переименован в "А.Рублев"
- «25-й съезд КПСС» (Леся Украинка), переименован в "П.Чайковский"
- «В.И.Ленин»( Максим Рыльский), переименован в "М.Булгаков".

На Днепре эксплуатировались восемь теплоходов проекта 302, в настоящее время работают только два:
"Генерал Ватутин" и "Принцесса Днепра"(Маршал Рыбалко), совершают круизы по Днепру с выходом в море.

Шесть теплоходов проданы и работают в России:
- Академик Виктор Глушков, переименован в "И.Стравинский"
- Алексей Ватченко, переименован в "И.Бунин"
- Советская Россия, переименован в "Русь"
- Маршал Кошевой, переименован в "С.Рахманинов"
- Генерал Лавриненков
Т.Г.Шевченко - с 2011 года эксплуатируется, как плавучее общежитие на месторождение нефти и газа «Курмангазы» в Каспийском море.