
С 1974 по 1992гг по заказу Советского Союза на судостроительном заводе VEB Elbewerften Boizenburg / Rosslau в г. Бойценбурге (Восточная Германия) строились пассажирские круизные теплоходы проекта 301, 302. Теплоходы были спроектированы для речных круизов и стали первой массовой серией судов такого класса в СССР.
С 1974 по 1985 гг в Восточной Германии для СССР построены 22 пассажирских теплохода проекта 301, из них 18 эксплуатировались на реках России и 4 - в Украине на Днепре.
Головным судном этой серии был теплоход «Владимир Ильич» (новое название «Санкт-Петербург»). Строительство судов проекта 301 вели в трех сериях.Теплоходы более поздней постройки отличались от первой серии наружным оформлением и дополнительным оборудованием. На судах второй серии установили сплошные фальшборта, прямоугольные окна заменили на округлые. На суда третьей серии установили подруливающие устройства большей мощности.
Российские пассажирские суда проекта 301 эксплуатируются и сегодня, большинство на линии Москва - Санкт-Петербург и на Волге. Два теплохода работают в Украине на Днепре: «Принцесса Днепра» и «Михаил Ломоносов».
Первоначально на теплоходе проекта 301 по проекту предусмотрены одно-, двух-, трехместные каюты, оборудованные индивидуальными санблоками, а также удобные общественные помещения - ресторан, бар, пассажирские салоны и кинозал с раздвижной крышей. За годы эксплуатации на всех теплоходах проведена модернизация – пассажирские носовые салоны переоборудованы в бары, кинозалы - в бары и конференц-залы, демонтированы раздвижные стены и крыши на верхних палубах. На многих теплоходах уменьшили количество пассажирских кают путем совмещения нескольких стандартных кают в одну большую – каюту «люкс».
Построенные в Восточной Германии теплоходы проекта 302 были закуплены для пароходств России (Камское, Московское, Волго-Донское, Волжское, Северо-Западное) и для Украины – Днепровское пароходство. После развала СССР последние три теплохода проекта 302 были проданы в Китай, так как у СССР возникла проблема с их оплатой. В начале 2000-х годов ряд украинских теплоходов были проданы в Россию.
В России сегодня теплоходы проекта 302 работают на туристических маршрутах Санкт-Петербург – Москва и по Волге.
Украинские теплоходы следуют туристическими маршрутами из Киева по Днепру с выходом в Черное море (вдоль побережья Крыма).
Теплоходы в Китае совершают речные прогулки по р.Янцзы в среднем течении.
На Днепре эксплуатировались четыре теплохода проекта 301, в настоящее время работают только два:
«Евгений Вучетич», новое название "Принцесса Днепра" и "М.Ломоносов" (прибыл в Украину из России), совершают круизы по Днепру с выходом в море.
- «25-й съезд КПСС» (Леся Украинка), переименован в "П.Чайковский"
- «В.И.Ленин»(Максим Рыльский), переименован в "М.Булгаков".
На Днепре эксплуатировались восемь теплоходов проекта 302, в настоящее время работают только два:
"Генерал Ватутин" и "Зирка Днепра"(Маршал Рыбалко), совершают круизы по Днепру с выходом в море.
Шесть теплоходов проданы и работают в России:
- Академик Виктор Глушков, переименован в "И.Стравинский"
- Алексей Ватченко, переименован в "И.Бунин"
- Советская Россия, переименован в "Русь"
- Маршал Кошевой, переименован в "С.Рахманинов"
- Генерал Лавриненков
Т.Г.Шевченко - с 2011 года эксплуатируется, как плавучее общежитие на месторождение нефти и газа «Курмангазы» в Каспийском море.